Негативные аспекты бодипозитива

13 февраля 2017

Бодипозитив - это новый взгляд на красоту людей. Он учит нас отбросить стереотипы, полюбить себя такими, какие мы есть и меньше реагировать на маркетинговые посылы. Тенденция 21 века - быть собой, даже если это идет вразрез с общепринятыми нормами.

Так говорят нам электронные СМИ и глянцевые журналы. Те же самые журналы, которые пропагандируют модельную внешность, средства для похудения и бесконечный фитнес. Чтобы мы им поверили, они не стесняются размещать на своих страницах фотографии звезд «плюс сайз» и интервью со счастливыми обладателями пышных форм. 

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть истину: 21 век - время толстых людей. В разных странах процент населения с избыточным весом и ожирением разнится, но неизменно растет. По данным ВОЗ, в 2014 году 39% взрослых страдало избыточным весом, 13% - ожирением. Согласно исследованию Global Burden of Disease, к 2016 году в США этот показатель достиг 44%.

Несмотря на то, что на рынке существует беспрецедентное количество диет, диетологов, производителей низкокалорийной еды, фитнес-клубов, тренеров, лайф-коучей и врачей, процент людей с ожирением только увеличивается. К сожалению, современная индустрия спорта, красоты и здоровья не способна помочь людям стать стройнее.

Проблема общества заключается в том, что больше половины людей имеют так называемый экономный обмен веществ: медленный метаболизм дополнен повышенной всасываемостью жиров, склонностью к инсулинорезистентности и слабому ответу организма на физическую нагрузку. Вкупе с изобилием еды, транспортом, сидячей работой и бытовой техникой, это дает положительную разницу между потреблением и сжиганием калорий. 100 способов «разогнать обмен веществ» помогают плохо: генетически детерминированные признаки с трудом поддаются коррекции. 

Таким образом, толстых людей становится все больше, они составляют существенную часть рынка (1/3, куда уж более существенную). Большинство этих людей сидело на диетах, занималось фитнесом и посещало специалистов по питанию. Подавляющее большинство не получило убедительного результата и закрепилось во мнении, что снижение веса - невозможное или чрезвычайно сложное мероприятие, доступное избранным.

Все эти люди, к которым я причисляю и себя, являются покупателями. Время толстых бедняков ушло: сейчас очень упитанные люди могут оказаться платежеспособными и даже богатыми. Так зачем терять деньги?

Незачем, делают вывод глянцевые журналы, электронные СМИ и другие коммерческие организации. «Если мы не можем остановить процесс, то возглавим его», - говорят они своими противоречивыми посылами, одновременно продвигая стиль жизни моделей и бодипозитив плюс-сайз.

Плюс сайз не красив, скажете вы? Конечно. Но это не страшно. Потому что есть художественные приемы и редакторы изображений. Посмотрите на рекламную фотографию известной компании: девушки не только отполированы до глянца, они расставлены так, чтобы их недостатки были максимально скрыты. Самая полная модель стоит к нам в профиль; та, у которой живот, эффектно прячет его за соседкой. Крайняя правая обрезана по бедру. Так компании расширяют свою целевую аудиторию.

Другой пример - Эшли Грэм. Вот она на рекламном плакате компании, которая также не хочет терять треть аудитории. Прекрасная глянцевая модель без целлюлита и жировых складок. А рядом она же, но без фотошопа. Просто обычная полная девушка, такая, какими полные девушки видят себя в зеркале.

Еще? Пожалуйста. Прогрессивный календарь Pirelli от Эми Лейбовиц, которая фотографировала звезд «без всяких прикрас». Актриса Эми Шумер, конечно, не выглядит идеалом стройности, но ее настоящий внешний вид значительно отличается от редакции госпожи Лейбовиц. 

    

Весь этот текст написан с совершенно практической целью. Всем известно, что индустрии красоты, моды, фитнеса и медицины заинтересованы в увеличении рынка сбыта, а потому не стесняются продавать дорогие, ненужные товары, создавая их маркетинговую ценность с помощью страха, подкупа и шантажа. Так делают все производители, с той разницей, что навязанная новая Ferrari обычно не портит здоровье и гарантирует результат (получение удовольствия от покупки), чего нельзя сказать про кремы от целлюлита, мучительные тренировки и препараты от голода.

Бодипозитив - это еще один маркетинговый ход, предназначенный для охвата растущей аудитории полных людей, которые отчаялись похудеть и не могут ассоциировать себя с моделями. Специально для них формируется новый маркетинговый посыл: ты можешь быть красивой в любом весе! Посмотри на этих глянцевых моделей! Они прекрасны, хотя и не худы. Купи нашу косметику, одежду, фитнес-клуб (...), подпишись на наш журнал, и мы научим тебя, как быть прекрасной, не снижая вес.

Посмотрите, как быстро развивается индустрия бодипозитива. Лайф-коучи, психологи, семинары, сайты с рекламой, школы интуитивного питания... Все это продает нам красиво упакованную ложь: с точки зрения современной культуры, тело не может быть красивым в большом весе. С возрастом кожа растягивается, при избыточном весе неизбежно появляются отеки, растяжки, сосудистые звездочки, варикоз, ярко выраженный целлюлит; двигаться становится сложнее; из-за гормональной активности жировой ткани метаболизм замедляется еще сильнее. 

Правда состоит в том, что полным людям с плохой генетикой и пищевыми привычками очень трудно похудеть. А еще в том, что тело их скорее всего не красиво и не будет красивым. Но так слона не продашь. Для продажи нужны обещания, и мы получаем их в новой упаковке. Разочаровались в диетах? Не страшно, вы прекрасны в любом весе. Не чувствуете себя прекрасной? Еще лучше, сейчас мы вам поможем.

В нашем глубоко маркетинговом мире очень трудно абстрагироваться от рекламы и принимать решения, основываясь на собственных желаниях и представлениях. Единственное средство от маркетинга - это осознание, что тебе продают потенциально ненужную вещь, опираясь на человеческие на страхи, стереотипы, импульсные действия и прочие психологические особенности. Например, бодипозитив, фальшивую сказку про Золушку плюс сайз, которая побуждает нас верить и разочаровываться, покупать ненужные вещи и тратить деньги на психотерапию в тщетных попытках полюбить себя. 

Алиса Шабанова, GrinDin


Подписаться на новости